Адмирал Лазарев Михаил Петрович  

Лазарев Михаил Петрович (3 (14).11.1788. - 11 (23).04.1851).
Родился в семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти сенатор определил троих сыновей - Андрея, Михаила, Алексея - в Морской кадетский корпус. В 1803 г. Михаил Лазарев 14-летним подростком блестяще выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В числе 30 лучших выпускников корпуса командирован на английский флот для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море. В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин - мичмана. В 1808-1813 гг. служил на Балтийском флоте, зарекомендовал себя смелым и знающим моряком, заслужил славу образцового офицера. В 1808-1809 гг. участвовал в русско-шведской войне; в феврале 1811 г. получил чин лейтенанта. С начала Отечественной войны 1812 г. на бриге "Феникс" принимал активное участие в высадке десанта в Рижском заливе. В 1813 г. вступил в командование судном "Суворов", принадлежавшим Российско-Американской компании, и совершил свое первое трехгодичное кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно, открыл атолл Суворова в Тихом океане. В 1819 г. назначен командиром шлюпа "Мирный", помощником начальника кругосветной экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена, командира шлюпа "Восток". Экспедиция должна была исследовать южную часть Тихого океана и найти Антарктиду, так как все попытки обнаружить южный материк до этого заканчивались неудачей. Во время этой кругосветной экспедиции (1819-1821 гг.) русскими моряками 16.01.1820г. и была открыта шестая часть света - Антарктида. За эту экспедицию Лазарев произведен через чин в капитаны 2-го ранга, пожалован пенсией по чину лейтенанта и назначен командиром фрегата "Крейсер", на котором в 1822-1825 гг. совершил свое третье кругосветное путешествие к берегам русских владений в Северной Америке. Во время этого путешествия были проведены широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др., Лазарев довел порученный ему фрегат до образцового состояния. За это плавание был награжден орденом Св. Владимира 3-й ст., получил чин капитана 1-го ранга. В 1826 г. назначен командиром 74-пушечного парусного линейного корабля "Азов" Балтийского флота, на котором, будучи одновременно начальником штаба эскадры, совершил поход в Средиземное море. В октябре 1827 г. в Наваринском сражении Лазарев увековечил блестящим подвигом имя командуемого им корабля. За отличие в сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы, а "Азов" впервые в истории русского флота был награжден Георгиевским флагом. В 1828-1829 гг. Лазарев участвовал в блокаде Дарданелл, в 1830 г. вернулся в Кронштадт, где командовал отрядом кораблей Балтийского флота. В 1831-1832 гг. участвовал в выработке нового положения об управлении Черноморским флотом и был назначен в 1832 г. начальником штаба Черноморского флота. В декабре 1832 г., уже командуя эскадрой, отправился с 10 000 войск в Босфор на помощь Турции. В апреле 1833 г. Лазарев произведен в вице-адмиралы, получил звание генерал-адъютанта и назначение исправляющим должность Главного командира Черноморского флота и портов, а также Военного губернатора Севастополя и Николаева. С декабря 1834 г. был в этой должности утвержден, в этом же году награжден орденом Св. Владимира 2-й ст. Неутомимый работник, настойчивый в достижении поставленной цели, беззаветно преданный морскому делу, Лазарев и у своих подчиненных воспитывал такие же качества. Особое внимание уделял развитию в личном составе здорового духа соревнования в работе, учениях и особенно в управлении судами. Руководствуясь мыслью, что лучшей школой для воспитания молодых офицеров является командование, Лазарев не жалел средств для увеличения числа малых судов. Они широко использовались им для крейсерской и блокадной службы у кавказских берегов. В суровой обстановке этой службы выросла целая плеяда Лазаревских питомцев, блестящих офицеров и адмиралов - П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Г.И.Бутаков и др. Лазарев вступил в командование Черноморским флотом в период начавшегося обострения политических отношений на Ближнем Востоке между Россией с одной стороны и Англией и Турцией - с другой. Черноморский флот и его главная база Севастополь играли решающую роль в укреплении позиций России в Крыму и на всем северном побережье Черного моря. В начале 30-х гг. XIX в. по инициативе Лазарева было Установлено постоянное крейсерство (плавание с целью военных наблюдений, охраны, разведки, отдельных боевых действий) кораблей Черноморского флота вдоль Кавказского побережья несмотря на определенные трудности - на побережье Кавказа отсутствовали оборудованные порты для стоянки кораблей.

В 1838,1839 и 1840-х гг. Михаил Петрович лично руководил эскадрой с десантными войсками генерала Н.Н.Раевского, которые, высадившись на побережье Кавказа, заняли несколько прибрежных пунктов и возвели укрепления при речках Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Укрепление при р. Псезуапе было названо фортом Лазарева. Таким образом, по инициативе и при участии М.П.Лазарева было укреплено Кавказское побережье, созданы условия для бесперебойного крейсирования кораблей флота и защиты южных границ России. Однако большая часть многогранной деятельности Лазарева была направлена на укрепление и строительство Черноморского флота и его главной базы Севастополя. Он был первым, кто, оценив значение железных кораблей, явился инициатором их строительства для русского флота. Первый железный пароход "Инкерман", построенный в Англии, вступил в состав Черноморского флота в 1838 г. Лазарев добивался от правительства создания базы судостроения в Николаеве и Севастополе. Черноморский флот за годы командования Лазарева в сущности был создан заново. В Николаеве, Херсоне, Севастополе за 18 лет было построено более 30 линейных кораблей и пароходов. Всего же вошло в строй свыше 150 больших и малых военных судов. При Лазареве Черноморский флот как в технике судостроения, так и в организации службы шел впереди Балтийского флота. Внимательно следя за развитием флотов главных морских держав, особенно Англии, Лазарев постоянно заботился об увеличении тоннажа и артиллерийского вооружения линейного корабля; предвидя неизбежный переход к паровому двигателю, прилагал все усилия к созданию в Севастополе нового Адмиралтейства для перевооружения флота. Разработка проекта и сооружение нового Адмиралтейства с пятью сухими доками проводились по инициативе, при участии и под руководством М.П.Лазарева. Адмирал лично возил проект Николаю I и добился его утверждения. Строительные работы начались в сентябре 1835 г., закончились уже после смерти адмирала. Высочайшим Указом Адмиралтейство получило имя своего основателя - Лазаревское. На возвышенности рядом с новым Адмиралтейством были построены каменные трехэтажные казармы для флотских чинов на 6 000 человек. Казармы, получившие после смерти адмирала название Лазаревские, сохранились до настоящего времени.

Уделяя особое внимание укреплению Севастополя, Лазарев в 1834 г. настоял на составлении генерального плана реконструкции оборонительных сооружений города, предусматривающего усиление береговой артиллерии и защиту Южной стороны. При жизни адмирала была реализована только часть плана по сооружению береговых батарей: построены две каменные береговые батареи на Северной стороне и две - на Южной стороне города. Много сил и внимания М.П.Лазарев уделял вопросам благоустройства Севастополя, которое проводилось в соответствии с планом, утвержденным императором Николаем I в январе 1838 г. Одним из первых шагов в этом направлении была ликвидация в центре Севастополя "Хребта беззакония" - беспорядочно построенных на Центральном городском холме домишек-мазанок, где селилась городская беднота. Особую заботу Михаил Петрович проявлял о севастопольской Морской библиотеке, которая содействовала повышению профессионального уровня и культурному развитию офицеров флота. Основанная в 1822 г., она не имела собственного здания. Его построили на Центральном городском холме в 1844 г. по проекту архитектора А.П.Брюллова. В управлении библиотекой и комплектовании книжного фонда активно участвовали ученики адмирала - В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин. С 1844 по 1854 гг. книжный фонд библиотеки вырос с 6 500 до 16 000 томов. Лазарев стремился украсить город. При нем на Центральном городском холме бьш устроен Мичманский (ньше Матросский) бульвар и открыт первый памятник города - командиру брига "Меркурий" капитану 1 -го ранга А.И.Казарскому "Потомству в пример". В1833 г., сообщая о смерти Казарского, адмирал Лазарев предложил начать подписку по сбору средств на сооружение памятника и первым сделал взнос в 100 рублей. На Бульварной высоте разбили еще один бульвар - будущий Исторический. В 1840-е гг. была благоустроена Графская пристань, заложенная при основании Севастополя в июне 1783 г. Она украсилась колоннадой с портиком, четырьмя мраморными статуями, четырьмя широкими маршами ступеней, двумя скульптурами мраморных львов, сделанных по заказу Лазарева в Италии. Украсили город здания церквей - святого Николая на Екатерининской улице (не сохранилась), святых Петра и Павла на городском холме. Инициатива строительства собора во имя святого Равноапостольного князя Владимира на городском холме также принадлежала Михаилу Петровичу. 1843 г. Лазарев произведен в адмиралы. Он награждался многими орденами Российской империи, в том числе высшей степенью отличия - орденом Св. Андрея Первозванного, а также орденами других государств. В середине 1840-х гг. стали проявляться первые признаки тяжелой болезни адмирала, однако покинуть флот Лазарев не захотел. Состояние здоровья адмирала ухудшалось. Узнав о его болезни, император Николай I прислал личное письмо Лазареву: "Михаил Петрович! С искренним соболезнованием узнал о расстроенном состоянии Вашего здоровья. Я поручил Начальнику Главного Морского штаба выразить Вам как участие мое, так и желание, чтобы Вы поспешили прибегнуть к врачебным пособиям для восстановления Ваших сил. Усматривая из ... отзыва, что несмотря на утомление Вас болезнью, Вы продолжаете неослабно заниматься делами... Вы не щадите себя, как бы Вы не усугубили своей болезни...". В конце письма сообщалось, что для лечения выделено 2 000 рублей серебром, "не требующих отчета за их использование". В феврале 1851г. адмирал выехал на лечение в Вену в сопровождении В.И.Истомина, жены, дочери и лейб-медика. Но лечение не помогло. 11 апреля 1851 г. Михаил Петрович Лазарев скончался в Вене от рака желудка.
Похороны М.П. Лазарева
Известие о смерти адмирала М.П.Лазарева поступило от Австрийского Генерального Консула в Одессе Гутмансталя: "11 апреля скончался в Вене Адмирал Лазарев, обряд погребения его совершен был с большой торжественностью в церкви императорского Российского посольства в Вене 13-го числа в присутствии Эрц-герцогов Австрийских Вильгельма и Эрнста и при многочисленном собрании австрийских генералов, штаб- и обер-офицеров и всех войск, в Вене находящихся. По окончании отпевания 8 унтер-офицеров в трауре из полка Мариани вынесли гроб из церкви и поставили на дроги. Печальная процессия двинулась от церкви в следующем порядке: впереди - дивизион кирасир, за ним - 6 орудий при батальоне пехоты, потом дивизион гренадеров, за которыми следовали ордена, певчие, духовенство и, наконец, гроб. Позади гроба ехал верхом рыцарь в черных латах, шло семейство покойного и члены нашего посольства; за ними Их Высочества Эрц-герцоги австрийские Вильгельм и Эрнст, весь венский генералитет, пехота и артиллерия. По выходе из городских ворот за гробом последовали на кладбище только 2 дивизиона кирасир, а прочие войска, выстроившись на гласисе, произвели прощальный салют из 36-ти пушечных выстрелов". По просьбе супруги адмирала, "невзирая на препятствия со стороны закона", высшая австрийская власть позволила перевезти останки покойного в Россию. 2 мая 1851 г. в 12 часов дня прах М.П.Лазарева был перенесен на пароход "Силач", который доставил гроб в Галац (в устье Сулинского рукава р. Дуная). Здесь ожидали его два военных парохода "Владимир" и "Громоносец". 4 мая пароход "Силач" подошел к борту парохода "Владимир", имея на буксире два катера, на одном из которых находился гроб, окруженный офицерами, а на другом - супруга и дочь адмирала. Гроб с почестями был перенесен на ют "Владимира", где возвышался богато убранный катафалк. Свидетели этого траурного события вспоминали: "Флаги понизились..., чтобы не развеваться так гордо, как они это делали при его жизни, шканцы были обиты черным сукном с белыми окраинами и крестами, рубка облеклась также в черную одежду. Возле катафалка стояли священнослужители и певчие, командир судна и все офицеры в траурной форме..."

В 9 часов вечера оба парохода снялись с якорей и взяли курс на Севастополь. "Владимир" шел впереди под адмиральским флагом с черной перевязью. Исполнявший обязанности Главного командира Черноморского флота вице-адмирал М.Б.Берх свой флаг спустил. Пароходы двигались медленно и лишь на другой день в 4 часа дня подошли к Севастополю. Флот стоял на рейде, выстроенный в линию, с перекрещенными реями, с приспущенными флагами. "Владимир" вошел в Севастопольскую бухту, прошел по линии кораблей и в 5 часов бросил якорь перед Екатерининской (ныне Графской) пристанью. Толпы народа стояли на пристани, вокруг парохода было много шлюпок. В городе царила мертвая тишина, которую лишь ночью нарушили звуки топора и пилы - это устраивали помост от пристани прямо на пароход, чтобы удобнее было совершить погребальное шествие. Ночью же из Одессы пароходом прибыл Преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, чтобы отдать последний долг чтимому всеми адмиралу. В 8 часов утра все было готово к перенесению гроба в Петропавловский собор на Центральном городском холме: войска расставлены от самой пристани до собора, все флотские и армейские генералы и офицеры в траурной форме стояли на лестнице, церковные хоругви и военные знамена развевались вокруг них. Офицеры, назначенные для несения гроба и знаков отличия покойного, поднялись на пароход; началась панихида, совершал которую сам архиепископ в присутствии Высокопреосвященного Митрополита Агафангела ("преклонные лета и недуг не дозволяли ему священнодействовать лично"). После слов "Со святыми упокой" гроб подняли и процессия двинулась. Порядок ее был следующий: адмирал на коне; два батальона войск: один от флота, другой от 13-й пехотной дивизии со знаменами; шесть орудий; почетный караул со знаменем; три адмирала с шестью ассистентами офицерами, несшими три адмиральских флага; 13 штаб-офицеров с 26 ассистентами обер-офицерами, несшими ордена и знаки отличия покойного; затем несли церковные хоругви; шли духовные особы: архиепископ, митрополит, два архимандрита и много священников, певчие; затем адмиралы и близкие покойному люди несли гроб. Севастополь не помнил такого стечения народа, казалось, все 40 000 жителей были здесь... Процессия приблизилась к Петропавловскому собору, совсем недавно построенному "особенными попечениями покойного". Гроб внесли в церковь, поставили на возвышенном месте. Началась литургия. Стены и окна храма были увешаны траурными фестонами, сквозь которые едва пробивался свет.

После окончания литургии архиепископ Иннокентий произнес краткое слово о необходимости веры в загробную жизнь. Окончание печальной церемонии - перенесение праха на место вечного покоя - решено было отложить до следующего дня, чтобы дать возможность каждому подойти к гробу и помолиться за упокой усопшего. Церковные двери оставались открытыми весь день... На следующий день 7 мая все собрались у собора и в 10 часов началась литургия. По окончании ее, Преосвященный Иннокентий высказал Евангельское изречение о нетленной награде, которая ожидает за гробом людей, исполнивших свой долг, а покойный исполнил его свято от самой юности до последних своих минут. После выноса гроба из церкви его предполагали оставить на богато убранную колесницу, но никто не хотел первым оторвать рук от дорогой ноши. Гроб так и донесли до самого склепа, устроенного на месте, где предполагалось воздвигнуть храм во имя святого Равноапостольного князя Владимира. Глубоко в землю был врыт широкий ход, по которому и спустилась погребальная процессия к месту последнего приюта покойного: несколько саженей земли, накрытых каменным сводом. Под ним и поставили гроб, прочли последние молитвы и начали замуровывать склеп. Грянули залпы ружей и пушечные выстрелы со всех судов, стоявших на рейде. Движимые чувством глубокой признательности к покойному, моряки собрались сразу после печальной церемонии в соседнем с могилой адмирала здании севастопольской Морской библиотеки и решили открыть подписку на сооружение ему памятника. За несколько минут на листе бумаги появилось 95 подписей, более 7 000 рублей серебром. Средства на памятник собрали быстро. Памятник адмиралу М.П.Лазареву был открыт в 1867 г. по проекту скульптора Н.С.Пименова. Располагался на площади Лазаревских казарм (не сохранился). Имя Лазарева присваивалось русским кораблям: броненосному фрегату, крейсеру, ледоколу. В Севастополе с начала XX в. одна из улиц Корабельной стороны называется Лазаревской, а с июля 1993 г. площадь в центре города носит имя выдающегося адмирала. Морской историк В.И.Дмитриев писал об адмирале: "Самоотверженным трудом, всей своей жизнью, целиком отданной служению Отечеству и флоту, М.П.Лазарев навеки вписал свое имя в летопись русской военно-морской славы".

Hosted by uCoz